Четко и до автоматизма
Образовательные программы Учебного центра направлены на развитие так называемых «hard skills» — навыков, связанных с предметом труда, и «soft skills» — гибких управленческих компетенций. Еще одна задача — привитие работникам корпоративных ценностей Группы Синара, коими являются эффективность, профессионализм, вовлеченность, безопасность, ответственность за результат.
— Главная задача при создании нашего Учебного центра была суворовской: мы должны учить тому, что нужно — четко и до автоматизма, — рассказал директор по работе с персоналом и административным вопросам Алексей Зыкин.
С поставленной задачей Учебный центр справился: квалификация ремонтного персонала с момента его перехода в сервисную компанию стала выше. По методике РЖД разница между средним разрядом работ и разрядом работника составляет 0,5%, в «СТМ-Сервис» она держится на уровне 0,16-0,17%. Этот показатель находится в «зеленой» зоне по всем направлениям.
Как оценить результат?
Корпоративное образование позволяет доводить уровень компетенций выпускников вузов и сузов до необходимого компании качества. Система корпоративного образования РЖД в этом плане работает эффективно, но обучению ремонтного персонала в ней всегда уделялось мало внимания. Для компании «СТМ-Сервис», занимающейся ремонтом сложной техники, этот вопрос крайне важен.
Оценка результата обучения проводится в Учебном центре «СТМ-Сервис» по нескольким критериям. Первый — оценка обучаемого. Второй — оценка окупаемости инвестиций. К примеру, после дорогостоящего обучения компании Сименс в 2018 году был проведен факторный анализ изменений в содержании парка, снижения штрафов по коэффициенту готовности к эксплуатации и отказов. Тогда эффект в виде возвратных инвестиций по обучению составил 1,1 млн рублей.
Один из методов независимой оценки обучения — экспертиза его качества. Сегодня в компании создаётся система непрерывного контроля за качеством обучения. В 2019 году комплектами видеонаблюдения оснащены 5 учебных классов, в 2020 году камеры будут установлены во всех депо. Так экспертам компании удастся контролировать качество проводимых занятий и экзаменов, оценивать уровень подготовки преподавателей, следить за соблюдением графиков. В этом вопросе руководство «СТМ-Сервис» занимает жесткую позицию: если обучение в оснащенных классах не фиксировалось на камеру, значит, оно не проводилось.
Образ работника будущего
Персонал компании на сегодняшний момент обладает достаточной квалификацией. Однако есть серьезное «но»: возраст работников, составляющих основной костяк коллектива, — от 43 до 55 лет. Как отмечает Алексей Зыкин, это говорит о большом риске, что в ближайшие 10 лет компания столкнется с дефицитом кадров. В это же время вместе с усложнением техники требования к квалификации ремонтного персонала будут постоянно повышаться. Слесари по ремонту подвижного состава в будущем уступят свое место инженерам, программистам, специалистам по информационным технологиям.
Поэтому важная задача, которую ставит перед собой компания и Учебный центр сегодня, это формирование образа работника будущего. Кто нам нужен? Какими компетенциям мы должны обучать людей? Ответить на эти вопросы позволит корпоративный проект форсайт-формирования корпоративных компетенций ремонтного персонала «СТМ-Сервис», реализация которого начнется в 2020 году в процессе подготовки мастеров производственных участков совместно с УрГУПС.
— Наш заказчик готов покупать умные машины, которые будут обслуживаться по-другому. Мы будем переходить от планово-предупредительных ремонтов ремонтам по потребности, работать на предупреждение, — сказал Алексей Зыкин. — Это будущее наступит очень скоро, и я надеюсь, что данный проект позволит нам к нему подготовиться.