Самообследование учебного центра ООО «СТМ-Сервис» (далее –учебный центр) проводилось в соответствии с Порядком о проведении самообследования образовательной организации, утвержденного приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной деятельности».
Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования.
Самообследование проводится в форме анализа.
Самообследование проводилось комиссией. Председателем комиссии является начальник учебного центра Ильиных Л.А.
Члены комиссии:
1.Позднякова О.Б.– заместитель начальника учебного центра
2.Борнякова Т.А. – ведущий специалист по организации внутреннего обучения
- Аналитическая часть.
Учебный центр ведет подготовку по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Преподаватели учебного центра – это профессиональные педагоги, имеющие высшее или среднее профессиональное образование (по профилю), дополнительное психолого-педагогическое образование, многолетний опыт профессиональной деятельности. Ведется постоянная организация повышения квалификации педагогических кадров.
В процессе самообследования проведена оценка образовательной деятельности, системы управления учебным центром, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности учебного центра, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
- Организационно-правовое обеспечение деятельности учебного центра
Учебный центр руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ФЗ «Об образовании», иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и Уставом ООО «СТМ-Сервис», Положением об учебном центре.
2.1. Юридический адрес
г. Екатеринбург, ул. Р. Люксембург, 51
Телефон 8(343) 310-33-68
Фактический адрес:
г. Екатеринбург, ул. Р. Люксембург, 17
Телефон 8(343) 310-33-68
а) год создания Учебного центра.
Учебный центр образован 01.08.2017 года,
С мая 2013 года обучением персонала ООО «СТМ-Сервис» занимался отдел подготовки и развития персонала.
б) лицензия: серия, регистрационный номер, срок действия.
Лицензия № 0003938 от 15.07.2015г на осуществление образовательной деятельности выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области Серия 66Л01 регистрационный № 17779, срок действия лицензии бессрочно.
2.2. Локальные акты, регламентирующие деятельность учебного центра:
- учебный центр принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- учебный центр принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема слушателей, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слушателей.
- Локальными актами, регламентирующими деятельность учебного центра, являются:
приказы и распоряжения ООО «СТМ-Сервис»;
правила внутреннего распорядка;
штатные расписания и трудовые договоры с работниками ООО «СТМ-Сервис»;
Положение об оплате труда;
Положение об итоговой аттестации обучающихся;
2.3Правовой статус учебного центра.
- учебный центр является структурным подразделением дирекции по работе с персоналом и административным вопросам ООО «СТМ-Сервис».
- учебный центр отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств (бюджета на год и ФОТ).
- учебный центр не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные образовательные услуги и заниматься иной приносящей доход деятельностью.
- учебный центр ведет образовательную деятельность со дня получения лицензии на данный вид деятельности.
- лицензирование образовательной деятельности учебного центра осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Учебный центр не проходит государственную аккредитацию.
- в учебном центре при реализации образовательных программ используются разные формы получения образования: очное и дистанционное обучение. Контингент слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения: рабочие, специалисты и руководители компании.
3 Структура и система управления
3.1Учебный центр обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной деятельности, исходя из потребности ООО «СТМ-Сервис», разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательством об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом ООО «СТМ-Сервис».
3.2Учебный центр свободен в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым им образовательным программам.
3.3Учебный центр осуществляет материально - техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в рамках инвестиционной деятельности ООО «СТМ-Сервис»; вправе привлекать для осуществления деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств, включая использование средств полученных от внебюджетной деятельности, принимает участие в определении структуры управления, штатного расписания, распределение должностных обязанностей.
3.4Учебный центр самостоятельно формирует контингент слушателей, осуществляет образовательный процесс в соответствии с Положением об учебном центре и лицензией.
3.5Управление учебным центром осуществляется директором дирекции по работе с персоналом и административным вопросам.
3.6Непосредственное руководство деятельностью учебного центра осуществляет начальник учебного центра
4. Структура и содержание обучения
4.1. Основным параметром, характеризующим учебный процесс, является качество обучения, который базируется на следующих основных направлениях:
4.1.1. Планирование и организация учебного процесса:
- стратегия развития ООО «СТМ-Сервис»;
- анализ и определение потребности в обучении персонала;
- разработка и согласование учебных программ;
- реализация учебного процесса;
- контроль и оценка обучения;
4.1.2. Развитие компетентности преподавателя:
- базовая педагогическая и профессиональная подготовка, организация методической работы и повышение квалификации;
- разработка планов занятий и их проведение;
- проведение открытых занятий и обмен опытом;
4.1.3. Совершенствование учебно-материальной базы;
- использование передовых достижений в области информационных и коммуникационных технологий;
- создание системы электронной поддержки образовательного процесса;
- формирование учебно-материальной базы (далее –УМБ) с учетом современных требований к профессиональному образованию;
4.2. На качество и эффективность учебного процесса непосредственное влияние оказывают:
- уровень квалификации педагогических работников;
- соответствие учебно-материальной базы целям подготовки и современным достижениям науки и техники, передовым формам и методам обучения;
- качество учебно-методического обеспечения учебного процесса;
- исходный уровень знаний слушателей;
- время подготовки.
Уровень квалификации педагогических работников определяется в ходе контроля учебного процесса в результате анализа контроля занятий и анкет обучаемых.
Исходный уровень знаний слушателей определяется в ходе входного контроля.
Для определения эффективности деятельности учебного центра используются систематические отзывы слушателей об уровне подготовки на курсах повышения квалификации.
4.3. Виды учебных занятий:
4.3.1. Учебные занятия являются формами организации учебного процесса. В ходе занятий осуществляется обучение слушателей по установленным программам, формируются практические навыки для выполнения профессиональной деятельности.
Основными видами учебных занятий являются: лекция, практическое занятие; контрольная работа, консультация, самостоятельная работа слушателей.
4.3.2. Лекция (теоретическое занятие) является видом учебных занятий и составляет основу теоретической подготовки обучаемых. Она имеет целью сформировать систематизированные основы знаний по курсу обучения (дисциплине), сконцентрировать внимание на наиболее сложных вопросах. Лекции носят проблемный характер, с целью стимулирования активной познавательной деятельности обучаемых.
На лекции применяется метод диалога преподавателя с обучаемыми. Вопросы преподавателя и ответы обучаемых позволяют активизировать аудиторию, привлечь внимание к рассматриваемым вопросам, выявить уровень знаний, формируемых у обучаемых.
4.3.3. Практическое занятие проводится с целью формирования навыков решения профессиональных задач.
Практические занятия могут проводиться в виде тренингов, ролевой игры, мозгового штурма и т. д.
Главным их содержанием являются практическая работа каждого обучаемого.
В целях качественного и полного выполнения каждым обучаемым установленного объема работ при проведении практических занятий на оборудовании учебные группы могут делиться на подгруппы по 8 – 12 обучаемых.
4.3.5. Консультация является одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации проводятся регулярно и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости, с обучаемыми могут проводиться групповые консультации.
4.3.7. Самостоятельная работа обучаемых работников является важной составной частью учебного процесса и имеет целью:
- закрепление и совершенствование знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий;
- подготовку к предстоящим занятиям и итоговой аттестации;
- формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в формировании знаний.
Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения.
4.3.8. Особое место в учебном процессе занимает обучение с использованием дистанционных информационных технологий. Это обучение имеет целью создать наиболее благоприятные условия для осуществления образовательного процесса.
Основными чертами обучения в рамках информационных технологий являются:
- индивидуализация процесса обучения, поскольку каждый обучаемый работает самостоятельно в удобном для него темпе и получает необходимые указания;
- разделение учебного материала на посильные дозы;
- наличие специальных программированных учебных пособий, в которых предусматривается точная последовательность действий обучаемого.
На учебных занятиях применяются технические средства обучения для теоретической и практической подготовки. Кабинет профессионального обучения оснащен техническими средствами обучения: ноутбуки, компьютеры с доступом ПС «Eleаrning», проектор; манекен-тренажер «Максим III-01 Т-12 с сохранением информации на ПК, наглядные пособия, стенды по охране труда.
Выводы:
Реализация образовательных программ характеризуется использованием форм и методов в образовательном процессе, ориентированных на решение проблем практической деятельности слушателей. В процессе обучения основное внимание уделяется формированию у слушателей компетенций, позволяющих ориентироваться в современных производственных и экономических условиях, качественно осуществлять профессиональную деятельность. Образовательные программы реализуется в форме очного и дистанционного обучения.
5. Система контроля успеваемости и качества подготовки слушателей
5.1. Контроль успеваемости и качества подготовки обучаемых проводится с целью определения уровня их теоретической и практической подготовки, качества выполнения учебных планов и программ обучения. Он подразделяется на текущий и итоговый. Количественная шкала представлена 5-бальной системой оценки (минимальный балл – 1, балл – 5). Количественная оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе, оценке выполнения работ слушателей производится по 5 бальной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), 1 (плохо). Итоговая аттестация слушателей осуществляется в форме зачета с качественной шкалой оценки («зачтено»/«не зачтено») по программе обучения в соответствии с разработанными контрольными вопросами образовательной программы.
Требования к результатам обучения обозначены в образовательных программах.
В процессе оценки знаний:
- «отлично» ставится за правильный и полный ответ;
- «хорошо» ставится за правильный ответ, полнота которого достигается наводящими вопросами;
- «удовлетворительно» ставится, в основном, за правильный ответ, правильность и полнота которого достигается дополнительными вопросами.
5.2. Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества формирования знаний, управления учебным процессом, стимулирования учебной работы обучаемых и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем. Результаты текущего контроля отражаются в журнале учета обучения.
К текущему контролю относятся: проверка знаний и навыков обучаемых на занятиях в форме тестирования; контрольные работы и индивидуальные задания; выполнение обучающимися практических заданий
5.3. Итоговый контроль предназначен для определения степени достижения учебных целей по учебной дисциплине или ее разделам и проводится в ходе зачетов, экзаменов или на итоговом занятии (собеседованием). Формы итогового контроля устанавливаются образовательной программой.
Зачеты служат формой проверки уровня знаний обучаемых. В отдельных случаях зачеты могут устанавливаться по курсу в целом или отдельным ее частям.
Зачеты принимаются преподавателями, ведущими занятия в группе или читающими лекции по данной дисциплине. Прием зачетов проводится в течение курса обучения в часы, отведенные для изучения соответствующих дисциплин. Зачеты с оценками могут проводиться по завершении периода обучения с выделением времени на подготовку.
5.4. Экзамены имеют целью проверить и оценить учебную работу обучаемых, уровень полученных ими знаний и умение применять эти знания к решению практических задач.
Экзамен служит окончательным этапом изучения курса. Экзамены проводятся после завершения его изучения. К экзамену допускаются обучаемые, выполнившие все требования учебной программы.
5.5. Обучаемым, не сдавшим экзамены и зачеты в установленные сроки по уважительным причинам, подтвержденным документально, по согласованию с руководителями, направившими на обучение своих работников, устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.
5.6. Контроль учебного процесса.
5.6.1. Контроль учебного процесса проводится с целью получения объективной информации для оперативного принятия мер по его совершенствованию. Контроль проводится с учетом требований целенаправленным, систематическим, объективным и охватывать все направления учебного процесса, выявлять недостатки и положительные стороны, сочетаться с оказанием практической помощи и решать главную задачу – повышение качества обучения. Контроль, наряду с организационными, методическими, материальными и кадровыми вопросами, является одним из направлений обеспечения качества учебного процесса.
Контроль учебного процесса в учебном центре включает контроль организации учебных занятий.
5.6.2. Контроль учебных занятий осуществляется по плану контроля, разрабатываемому на год и утвержденному руководителем учебного центра.
Контроль учебных занятий осуществляется с целью определения методического уровня проводимого занятия, степени достижения учебных целей, уровня подготовки лица, проводящего занятие.
5.6.3. Уровень подготовленности преподавательского состава к занятиям и готовности материально-технического обеспечения этих занятий является основным при контроле качества подготовки и проведения учебных занятий.
5.6.4. Должностные лица, контролирующие занятия, обязаны:
до контрольного посещения занятий:
- уточнить тему и вид контролируемого занятия по расписанию, количество часов, отведенных на него, учебные вопросы занятия, материальное обеспечение;
- ознакомиться с учебно-методическими материалами для проведения данного занятия, определить их соответствие учебной программе, тематическому плану, поставленным учебным целям:
- оценить методический уровень проведения занятия, соответствие поставленных учебных целей содержанию занятия и степень их достижения;
- определить наличие всех учебно-методических материалов у преподавателя, которые необходимо иметь при проведении данного вида занятия, и их качество;
- оценить готовность материально-технического обеспечения, технических средств обучения, качество демонстрационных материалов, методику их использования при проведении занятия;
- проверить правильность и аккуратность ведения журнала учета теоретического обучения учебной группы;
после окончания учебного занятия:
- провести разбор проведенного занятия с преподавателем.
5.6.5. Основными вопросами, подлежащими проверке при контроле учебных занятий, являются:
при контроле лекций (теоретических занятий):
- соответствие содержания лекции учебной программе, тематическому плану, отражение в ней основных вопросов темы;
- наличие у преподавателя плана проведения лекции и материалов занятия (ее конспекта или презентации);
- научный и методический уровень, реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практической значимости излагаемых теоретических положений, современных достижений науки и техники;
- умение преподавателя ясно, четко и доступно излагать материал без излишней привязанности к конспекту (тексту лекции), применять профессиональную терминологию, раскрывать наиболее сложные вопросы, развивать у обучаемых творческое мышление;
- соотношение содержания лекции с материалом учебника и учебных пособий по курсу обучения;
-эффективность использования учебного времени;
- внедрение в учебный процесс опыта работы, новейших достижений науки и техники;
- голос, дикция, ясность, выразительность и образность речи лектора;
- темп изложения материала, контакт лектора с аудиторией, его умение активизировать внимание обучаемых;
- структура лекции (наличие введения, логическая стройность изложения учебных вопросов, наличие заключения с общими выводами, помогающими обучаемым осмыслить лекцию в целом, выделить ее основную идею);
при контроле практических, групповых и самостоятельных занятий под руководством преподавателя:
- соответствие содержания занятия учебной программе и тематическому плану;
- наличие, качество и содержание методических разработок для проведения занятия;
- наличие, качество и содержание задания обучаемым;
- наличие у преподавателя плана проведения занятия и его качество;
-методический уровень проведения занятия;
- рациональность использования применяемых на занятии форм и методов при отработке учебных вопросов;
- связь отрабатываемых практических вопросов с лекционным курсом;
- умение преподавателя обучать слушателей методам экспериментальных исследований, прививать навыки анализа и обобщения;
-профессиональная направленность занятий;
- умение преподавателя создать творческую обстановку на занятии, привлечь всех обучаемых к активной учебной деятельности;
-эффективность использования учебного времени;
-материально-техническая обеспеченность занятия;
- наличие и выполнение требований инструкции по правилам и мерам безопасности;
- обеспеченность обучаемых на самостоятельном занятии под руководством преподавателя учебной и справочной литературой;
- умение преподавателя провести анализ и оценку практических действий каждого обучаемого.
Выводы:
Качеству обучения в учебном центре уделяется большое внимание на всех периодах обучения. Текущий контроль знаний проводятся по всем дисциплинам учебного плана образовательных программ. В качестве текущего контроля используются зачеты в форме тестирования на бумажных носителях и в системе дистанционного обучения.
Порядок организации и проведения текущей и итоговой аттестации слушателей установлен соответствующим положением учебного центра. Освоение образовательных программ завершается итоговой аттестацией. Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают соответствующий документ.
6. Образовательные программы, реализуемые учебным центром, их учебно-методическое обеспечение
Учебный центр проводит следующие виды образовательных программ:
6.1. Программа профессионального обучения по профессии стропальщик 2-3 разряды.
Комплектование группы осуществляется в соответствии с заявками на обучение.
6.2. Программы дополнительного профессионального образования:
«Охрана труда для работников организаций»
«Устройство и техническое обслуживание электровоза 2ЭС6»
«Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами служб и систем экологического контроля»
«Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами»
«Пожарно-технический минимум для рабочих, осуществляющих пожароопасные работы»
«Пожарно-технический минимум для работников, выполняющих газоэлектросварочные и другие огневые работы»
«Пожарно-технический минимум для руководителей подразделений пожароопасных производств»
«Метрологическая экспертиза технической документации и метрологическое обеспечение производства»
«Предаттестационная подготовка руководителей и специалистов, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
6.3. Разработаны и своевременно обновляются УМК, включающие учебно-методические материалы, соответствующие учебному плану, по проведению лекций, практических занятий, выполнению домашних заданий, организации и проведению мероприятий контроля и тестирования уровня знаний по всем образовательным программам. Все материалы имеют электронный формат и используются слушателями в процессе обучения.
Выводы и рекомендации:
Анализ качества учебно-методического и информационного обеспечения позволяет сделать следующие выводы:
- Обеспеченность учебных дисциплин аудиторным фондом - соответствует потребностям. - Обеспеченность наглядными пособиями, учебными пособиями на электронных носителях – достаточная.
- Информационно-методическое обеспечение и оснащенность учебных аудиторий позволяет организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями.
Анализ документации по образовательным программам дополнительного профессионального образования показывает, что при разработке рабочих программ учтены современные тенденции развития дополнительного профессионального образования, ориентированные на потребности работодателей и слушателей. Содержание программ отвечает принципу последовательности и системного подхода при обучении специалистов, с учетом предложений заказчика и индивидуальных запросов слушателей. Обязательным условием является сочетание теоретических и практических занятий. Учебно-методическая документация представлена учебными программами. Каждая учебная программа содержит цель и задачи изучения основных разделов и тем, описание приобретаемых компетенций, характеристики основного содержания курса, описание материальных средств обучения и основных методов, списки основной и дополнительной литературы, рекомендуемой слушателям для изучения, контрольно-измерительные материалы для текущего и итогового контроля знаний.
7.Кадровое обеспечение учебного центра
7.1. Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса – важнейшее условие, определяющее качество подготовки специалистов. Комплектование сотрудников учебный центр осуществляет путём заключения трудовых договоров, дополнительных соглашений к трудовому договору, а также гражданско-правовых договоров на оказание образовательных услуг. Кадровый состав, осуществляющий реализацию образовательной программы, приведен в справке о педагогическом составе.
7.2. Штат учебного центра на сегодняшний день полностью укомплектован. Все привлекаемые на условиях договора преподаватели являются, как правило, специалистами, имеющими не только большой стаж работы по специальности, но и опыт педагогической работы в институтах, университетах, учебных центрах. В штате имеются педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией по профилю образовательной деятельности.
7.3. Базовое образование, отвечающее квалификационным требованиям, практический опыт работы и полученные ученые степени преподавателей соответствуют профилю преподаваемых дисциплин по образовательным программам учебного центра.
7.4. Центр работает над повышением качества и уровня квалификации профессорско-преподавательского состава. Преподаватели проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Выводы и рекомендации:
- С целью повышения качества обучения продолжить привлечение преподавателей – практиков с учеными степенями и званиями к образовательному процессу.
- Активизировать работу в области организации стажировок, повышения квалификации по направлениям.
8. Обеспечение образовательной деятельности объектами и помещениями социально-бытового назначения
N | Объекты и помещения | Фактический | Наименование организации- | Реквизиты и сроки действия правоустанавливающих документов |
1. | Помещения для питания обучающихся работников | 620130, г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 56, 1 этаж кафе-столовая «Патриот» | ООО «Аквамарин» | Соглашение об организации питания от 01.04.2021г. |
9. Выводы
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Учебный центр реализует программы дополнительного профессионального образования и профессионального обучения для работников компании ООО «СТМ-Сервис».
2. Структура подготовки слушателей системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования является оптимальной с точки зрения формы, видов и методов обучения.
3. Кадровый состав обеспечивает качественную подготовку специалистов по заявленным образовательным программам.
4. Условия организации образовательного процесса соответствуют установленным требованиям к реализации образовательных программ.